Диагностика речи

Лексические оговорки: опыт типологии

С.Н. Цейтлин

В статье рассматриваются лексические оговорки в речи людей, владеющих языковой нормой, которые появляются в спонтанной речи вследствие ослабления языкового контроля. Оговорки представляют собой замену одной лексемы другой, не соответствующей речевому замыслу. Автор подразделяет их на два основных типа: основанные на ассоциациях семантического типа и на сходстве формально-грамматического или фонетического типа.

Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

Безрукова О.А., Каленкова О.Н.

Способность владеть языком и речью необычайно значима в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т. е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи — это важный диагностический признак развития ребенка.

Междисциплинарный подход к систематизации и квалификации речевых расстройств

Безрукова О.А.

В сборнике нашли отражение теоретико-методологические аспекты, а также актуальные вопросы междисциплинарного подхода в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии.
Книга представляет интерес для преподавателей вузов, специальных педагогов (логопедов, олигофренопедагогов) и специальных психоло гов, а также для аспирантов, магистрантов, студентов.

Логопедическое заключение: вопросы методологии и формализации / Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография

Безрукова О.А.

Коллективная монография «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ» является результатом пятилетней работы теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии» в Институте специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ.
Это первое в своем роде научное издание, в котором с позиций современных философских и общенаучных воззрений рассматриваются и обсуждаются наиболее значимые для специального образования теоретические и методологические проблемы специальной психологии, специальной педагогики, профессиональной подготовки дефектологов.

Внешнее и внутреннее в речевой деятельности

Винарская Е.Н.

Внешнее и внутренне – традиционные категории психологии и философии. «Категория внешнего отражает поверхностную непосредственно доступную чувствам сторону предмета или вне предмета существующую действительность. Категория внутреннего отражает существенную сторону предмета. Внутреннее непосредственно не дано и познается через внешнее, через проявления. Внешние стороны предмета определяются внутренним, законом, сущностью и раскрываются, познаются через них».

«Общее недоразвитие речи»: ретроспективный анализ проблемы и перспективные направления коррекционной работы

Безрукова О.А.

Систематизация речевых расстройств как в отечественной, так и в зарубежной науке всегда вызывала и по сей день вызывает острый интерес среди специалистов, порождая многочисленные дискуссии, связанные с выделением критериев для классификации речевых нарушений, качественной характеристикой той ли иной формы речевой патологии, а также семантической неоднозначностью многих терминов для их номенклатурного обозначения.
Не ставя себе целью провести всеобъемлющий анализ данной проблемы, считаем актуальным более подробно рассмотреть в обозначенном аспекте такое распространенное и, казалось бы, достаточно изученное нарушение вербальной коммуникации как «общее недоразвитие речи».

 
     
 
 
Copyright 2009 ООО „Русская Речь”
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-35031 от 20 января 2009 г.